История православия на Сапоцкинщине имеет сложный и противоречивый характер, что в значительной степени связано с перипетиями политической жизни и особенностями межконфессиональных отношений в период нахождения белорусских земель в составе единого с Польшей государства – Речи Посполитой. Именно в этот период котолицизм, пользуясь поддержкой польского государства, стал распространять свое влияние на Сапоцкинский край. Сегодня Сапоцкинщина – это территория компактного проживания польско-католической этноконфессиональной общности, в то время как об истории православия на Сапоцкинщине известно очень мало. Несмотря на это, отметим, что православная традиция в данном регионе нашей страны имеет более глубокие корни, чем это может показаться на первый раз.
Если обратиться к ранней истории Сопоцкинского края, то нам известно, что первыми жителями были балцкие племена ятвягов, о чем свидетельствуют раскопки ятвяжских захоронений, датируемые X – XI ст. [1, с. 675]. С 1284 г. (первое появление крестоносцев под стенами Городни) по 1410 г. (Грюнвальдская битва) Сопоцкинский край был ареной непрестанных боевых действий между крестоносцами и вооруженными отрядами воинов защищавших свои земли. С середины XV в. началось, можно сказать, повторное заселение Городенской пущи. В освободившиеся от постоянных нападок западных соседей пущанские земли устремилось боярство, заселяя их своими крестьянами. За ними следовало православное духовенство.
Уже в XV – XVI вв. на этой территории существовало несколько православных приходов в таких населенных пунктах как: Рыгаловка, Липск, Баля (современная Заречанка) [2, с. 77]. Самым крупным владельцем пущанских хозяйств после великого князя был православный Борисоглебский (Каложский) монастырь в Гродно. В конце XV ст. великий князь литовский Александр подтвердил тот факт, что участок пущи в сторону прусской границы принадлежит Каложе [3, с. 36]. Архимандрит Игнатий Кульчинский, который написал в 1738 г. хронику Каложского монастыря, упоминал о существовании в монастырском архиве документа, согласно которому в 1480 г. владелец села Баля (Заречанка) некто Гринько обещал ежегодно обеспечивать монастырь земледельческой продукцией. Это говорит о том, что население Бали и ее окрестностей было православным. Именно из Бали Гриньковичи начали расселять своих людей по всей Городенской пуще. Уже вначале XVI ст. на окраине пущи рядом с прусской границей в Довспуде и Рачках были заложены православные церкви.
Сохранился документ 1526 г., согласно которому Богдан Гринкович Волович обеспечивал собственностью православную церковь в Бале (Заречанка). Современные Лойки с того времени стали называться Поповское. Спа cc кая церковь в Бали (Заречанке) имела в то время в штате священников Михаила и Матвея, а также диакона Карпа. Рядом с церковью была построена часовня в честь свт. Николая [ 4 ]. Помимо того распространение православной веры шло и на запад от Городни. В 1585 г. Иоанн Хребтович писал, что его бабушка Людмила построила в Липске православную церковь [5]. Где-то в XVII ст. Гринковичи заложили православный храм Преображения Господня в селе Рыгаловцы [6, с. 14]. Таким образом, уже к середине XVI ст. большая часть Сопоцкинского края, включая линию сел Лойки-Ратичи-Гиновичи-Рыгаловка-Липск, была заселена православным населением, которое окормлялось православным духовенством. В западной части центрами церковной жизни были приходы в Липске и Рыгаловке (сейчас Польша), на востоке и частично центр-приход в Бали (Заречанка), юг –(вплоть до деревень Лабно, Соловьи, Наумовичи) – Борисоглебский монастырь в Гродно. Велика вероятность существования в то время церкви в Перстуни, т.к. это был административный центр пущанских владений великого князя. Сопоцкин в то время был небольшим селением, где не было костела, но в конце XVII ст. уже упоминается церковь [7].
Таким образом, исторически вся территория Сопоцкинщины начиная с XV в. представляла собой край, население которого было исключительно православным по вероисповеданию и в подавляющем большинстве белорусским по этническому составу. Самыми значительными центрами православной жизни в то время были: Спасская церковь в Заречанке, приходы в Перстуни, Липске и Рыгаловке. Интересно, что до сих пор большая часть местного населения разговаривает на диалектах очень близких к белорусскому языку. Однако значительная часть полонизированного и окатоличенного населения, желая подчеркнуть некоторую принадлежность к польской культуре и католической вере, пытаются разговаривать на польском языке.
Августовская икона Божией Матери Войны XVII ст. негативно отразились на состоянии православия в Сопоцкинском крае. Села были сожжены в результате военных действий со стороны русских и шведов, храмы разрушались и приходили в упадок. После того, как в XVIII ст. северная война была окончена, началось возрождение храмов, но уже как униатских, т. к. к тому времени уния и поддерживаемые государством полонизация и окатоличивание местного населения все более усиливались. Уже в 1715 г. король Август II основал униатский приход в Лабно. Появились униатские приходы в Новоселках, Конюхах, Голынке, около 1780 г. была построена каменная церковь в Сопоцкин. Поскольку принимать унию римо-католикам было строго запрещено, можно с уверенностью сказать, что все жители униатских приходов ранее были православными [8, с. 18]. В конце XVIII ст. владения Борисоглебского монастыря на Сопоцкинщине были переданы францисканцам и иезуитам [9]. В 1789 г. возник католический приход в Теолине (Сопоцкин) [10, с. 18]. Таким образом, с XVII по XVIII вв. поддерживаемая в лице польских королей государственная политика полонизации и массового окатоличивания путем совращения православных в унию, а затем в католичество, превратила некогда православный край в униатско-католический регион. На месте православных приходов стали возникать униатские, которые впоследствии становились католическими. Однако, уже в 1807 г. после перехода Белосточчины к России большая часть униатских приходов Сопоцкинского края оказались также в составе Российской Империи. Это были: Баля (Заречанка) – входило 13 деревень, Голынка – 9 деревень, Липск – 10 деревень, Лабно – 7 деревень, Перстунь – 8 деревень, Рыгаловка – 11 деревень, Сопоцкин – 30 деревень, центром прихода был также Августов. Учитывая сложившиеся обстоятельства, костел начал активно формировать склонность униатов к переходу в католичество. Так вначале 1840-х гг. согласно словам Варшавского генерал-губернатора, «самое вредное влияние на греко-униатское население оказывают монахи Гродненского францисканского монастыря» [11, с. 20]. В 1875 г. вместе с 250 тыс. униатов Подляшья приняли православие и почти 10 000 униатов Сопоцкинщины. Произошло это 27 апреля 1875г. в селе Бали при настоятеле священнике Филиппе Троць [12, с. 1]. Таким образом, православными стали приходы в таких населенных пунктах как Липск, Рыгаловка, Перстунь, Лабно, Сопоцкин, Голынка, Баля. В 1890 г. после своего закрытия Теолинский (Сопоцкинский) костел был передан православным, а в 1893 г. там был основан Теолинский женский православный монастырь, который возглавила игуменья Леснянского монастыря Седлецкой губернии Екатерина [13, с. 87-88]. В начале ХХ века монастырь имел две церкви, иконописную мастерскую, церковноприходскую школу с приютом на 100 девочек, больницу и амбулаторию которую ежегодно посещали около 8 тыс. человек. В сентябре 1900 г. его посетил святой праведный Иоанн Кронштадский, где отслужил Божественную литургию [14, с. 1666]. Следует отметить, что отец Иоанн постоянно поддерживал монастырь материально и ходатайствовал о нем перед властями, что видно из его переписки с настоятельницей Людмилой (хранится в Центральном Государственном Историческом архиве Санкт-Петербурга). В 1882 г. освящается новая церковь в Лабно, а в 1891 г. в Голынке. Таким образом, к началу ХХ ст. большинство некогда окатоличенных и ополяченных униатов Сопоцкинщины были возвращены в лоно православия. Вопреки сложившемуся (из-за позиции некоторых польских исследователей и католического духовенства) мнению, возвращение в лоно православия не было, во всяком случае, в Сопоцкинском крае насильственным актом. Примером тому может послужить жизнь и деятельность молодого священника Иосифа Будиловича настоятеля Сопоцкинского прихода в конце XIX ст., который за столь короткое время смог стать символом и оплотом православия в этом крае. Весной 1876 г. он по собственной просьбе был назначен настоятелем вышеуказанного прихода. Учитывая общепринятое мнение в среде церковного руководства о том, что этот приход являлся самым сложным в регионе, это решение молодого священника было не иначе как искренним желанием послужить на благо Матери Церкви и делу воссоединения с ней униатов. Территория прихода была очень большой, местность очень не удобной для поездок, а большинство населения было настроено довольно агрессивно. Более того, в Сопоцкине возвышался заложенный примерно сто лет до этого костел, и мало кого интересовало то, что построен он был на территории униатского прихода, который естественно до этого был православным. Священник сразу же был принят враждебно. Однако вместо того чтобы жаловаться епархиальному руководству взялся за труды. Прежде всего, он начал ездить по деревням, останавливал прихожан на улицах, проповедовал, переубеждал. На него плевали, ругались, угрожали, надругались над распятием. Тем не менее, отец Иосиф не обращался в полицию, хотя имел на это право, а продолжал проповедовать. Понемногу его стали приглашать к умирающим и больным, после чего начали посещать храм. Следует отметить, что в плане благоустройства храма он также преуспел, приведя его в надлежащий вид. Однако, по словам самого отца Иосифа: «ксендзы не переставали вмешиваться своей духовной властию в чужое для них стадо» (15, с. 17-19). Затем он начал писать прошения к властям, в результате чего Теолинский католический приход в Сопоцкино был закрыт. Однако в феврале 1878 г. в возрасте 30 лет отец Иосиф умер, оставив нам пример истинного доброго пастыря который полагает в полном евангельском смысле душу свою за овец своих. C началом Первой Мировой войны, большинство православного духовенства было эвакуировано. Только в Сопоцкино оставался до 1918 г. отец Иустин которого изгнали польские власти после того как немцы передали им власть. На этом практически и закончилась четырехсотлетняя история некогда православного края. И тем более знаковым и символичным, а также наиболее промыслительным является событие, происшедшее в годы Первой Мировой войны на Сопоцкинщине. Это явление Пресвятой Богородицы отряду отступавших русских солдат. 25 сентября 1914 г. газета «Биржевые новости» сообщала: «Исключительное по интересу письмо получено от генерала Ш., командующего отдельной частью на прусском театре военных действий. Написано оно 18 сентября накануне битвы под Августовым. Приводим из него выдержку буквально: «…после нашего отступления наш офицер с целым полуэскадроном видел видение. Они только что расположились на бивуаке. Было 11 часов вечера. Тогда прибегает рядовой с обалделым лицом и говорит: «Ваше благородие идите». Поручик Р. Пошел и вдруг видит на небе Божию Матерь с Иисусом Христом на руках, а одной рукой указывает на Запад. Все нижние чины стоят на коленях и молятся. Он долго смотрел на это видение. Потом это видение изменилось в большой крест и скрылось…». После этого под Августовым разыгралось сражение, ознаменовавшееся большой победой. О чудесном явлении Божией Матери в лесах под Августовым было доложено императору Николаю II. По его указанию были отпечатаны большим тиражом армейские листовки с изображением явления Богородицы и кратким поясняющим текстом. По благословению митрополита Московского Макария (Невского) были написаны иконы Божией Матери. Большинство из них относятся к 1915-1917 гг. [ 16 ]. Святейший Правительствующий Синод после тщательного расследования чудесного явления своим решением от 31 марта 1916 г. «признал необходимым запечатлеть помянутое событие явления Божией Матери в памяти последующих поколений». Синод определил «благословить чествование в храмах Божиих и домах верующих икон изображающих явление Божией Матери русским воинам в Августовских лесах». Дело Святейшего, Синода последний лист в котором датирован ноябрем 1916 г., осталось тогда незавершенным и только решение почившего Патриарха Алексия II поставило через 92 года в нем точку. По благословению Его Святейшества 28 февраля 2008 г. в официальный месяцеслов Русской Православной Церкви было внесено празднование в честь Августовской иконы Божией Матери, совершающееся 1\14 сентября. В настоящее время возрождается почитание Августовской иконы и в Гродненской епархии. Её списки можно увидеть в храме святого равноапостольного князя Владимира г. Гродно, а также невдалеке от места её явления – храме Преображения Господня г.п. Сопоцкин, где праздник в честь Августовской иконы является вторым по значению после престольного. Единственная сохранившаяся православная церковь на Сопоцкинщине – храм Успения Пресвятой Богородицы в г.п. Сопоцкино с приходом советской власти стал использоваться как зернохранилище затем в нем складывали табак после чего в 1970 г. по приказу местных властей церковь была разрушена. На её месте частично из полученных в результате разрушения стройматериалов был построен детский садик. Вопрос о возвращении разрушенной святыни до сих пор остается открытым. Бывшие православные храмы в Лабно, Голынке, Заречанке переоборудованы под костелы. Некогда православный край практически прекратил свою многосотлетнюю историю. Подводя итог сказанному, отметим, что вплоть до XVII в. большая часть Сопоцкинщины представляла собой край, в котором проживало православное белорусское население. XV – XVI вв. стали временем наиболее интенсивного распространения православия в данном регионе. Это было связано с освобождением от насильственной латинизации, которую несли с собой крестоносцы, а также с последующим заселением Городенской пущи православными землевладельцами. Войны XVII ст., которые вела все более погружавшаяся в политическую анархию Речь Посполитая, негативно отразились на состоянии православия в Сопоцкинском крае, многие храмы были сожжены. В XVIII в. в условиях усиления политики окатоличивания и полонизации, некоторые храмы была восстановлены, но уже как униатские. После разделов Речи Посполитой белорусские земли, в том числе и Сапоцкинский край, оказались в составе Российской империи, при этом значительная часть униатов вернулась в лоно православия. В суровые годы Первой мировой войны история Сапоцкинщины ознаменовалась чудесным явлением под Августовым в сентябре 1914 г. Божьей Матери отряду русских солдат. В те годы по благословению митрополита Московского Макария (Невского) в память этого события была написала икона, впоследствии получившая название Августовской. Сегодня Августовская икона Божьей Матери является одной из наиболее почитаемых в Беларуси. Следствием политики «воинствующего атеизма», характерной для советского периода нашей истории, стало тотальное закрытие храмов на Сапоцкинщине. Единственная сохранившаяся православная церковь в Сопоцкинском крае – храм Успения Пресвятой Богородицы – первоначально использовалась как зернохранилище, а в 1970 г. по приказу местных властей была разрушена. В настоящее время духовенство и миряне Гродненской епархии ведут активную работу по возрождению православия в Сопоцкинском крае. Настоятель храма в честь Преображения Господня г.п.Сопоцкин иерей Василий Татарчук БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 1. Энцыклапедыя археалогii i нумiзматыкi Беларусi. – Miнск, 1993. – С. 675. 2. Ляховiч Я. Фармiраванне мяжы Гродзенскага павета у 16 ст. – Гродна, 2006. –С.77. 3. Акты Виленской Археографической Комиссии. – Т.1. – Вильно,1865. – С.36. 4. АВАК.Т.7. – Вильно,1874. – С. 6-8. 5. АВАК.Т.1. – Вильно,1865. – С. 2. 6. Памiж Ласоснай i Чорнай Ганчай. – С.14. 7. Инвентарь Гродненского Историко-Археологического музея № КП – 15112(26), 1704. 8. Памiж Ласоснай i Чорнай Ганчай. С.18. 9. АВАК. – Т.7. – Вильно,1874. – С. 249, 395 – 396. 10. Памiж Ласоснай i Чорнай Ганчай. С.18. 11. Ганчар А. М i жканфес i йныя аднос i ны на тэрыторы i Гарадзенскай губерн ii у пачатку 19 – канцы 20 ст. – Гродно, 2001. – С. 20. 12. Литовские Епархиальные Ведомости. – 1875. – №18. – С.1. 13. Памятная книжка Сувалковской губернии на 1896 г. – Сувалки, 1895. – С.87-88. 14. Прибавление к Церковным ведомостям. – 1900. – №41. – 7 октября. – С.1666. 15. Холмско-Варшавские епархиальные Ведомости. –1878.–№ 9 –1 мая.– С. 17–19. 16. www. kazarla.ru. Августовская икона Божьей Матери. Сайт храма Преображения Господня |
Комментариев нет:
Отправить комментарий