Действительно, родился он в Италии, в городе Верона. По всей вероятности, в 1735 году. Однако ничего не сказано о его семье, детских и юношеских годах, учебе. Указано только, что в пределах Речи Посполитой, а точнее в Варшаве, он появился в 1768 году. Был хорошо знаком с католическим примасом, а затем и папским нунцием в РП Циорини. Скорее всего, именно благодаря этой влиятельной духовной особе 33-летний Джузеппе оказался в столице.
Первым значимым проявлением его способностей был проект похоронного катафалка для королевы Марии Лещинской, что находится и ныне в костеле сакраменток в Варшаве. Правда, исполнен этот проект был в соавторстве с таким известным архитектором, как Якуб Фонтана. С ним же Джузеппе трудился и над проектом перестройки коллегиаты Святого Яна в Варшаве.
Надо полагать, что именно Якуб Фонтана и порекомендовал способного молодого человека самому Тизенгаузу. С последним, судя по архивным документам, он был хорошо знаком. Так это было или иначе, но уже весной 1771 года Джузеппе зачисляют поручиком воинского гарнизона королевского Гродно. А уже через 4 года он удостаивается звания капитана кавалерии ВКЛ. Далее, как по мановению волшебной палочки, его возводят в должность гродненского городничего. Конечно, такой бурный карьерный рост был обусловлен не только протекцией королевского любимчика Антония Тизенгауза, но и необыкновенными способностями самого Джузеппе-Юзефа. В том же 1775 году удачливый сын солнечной Италии удостаивается шляхетского звания Речи Посполитой. В обосновании прошения о наделении его дворянским достоинством читаем: «Поддерживая просьбу вельможного гетмана Великого и Коронного в отношении лиц в войсках РП состоявших и учитывая их бесспорные добродетель и заслуги… герб шляхетства в государствах наших присваиваем. Король Станислав Август».
Из сохранившихся документов второй половины XVIII столетия узнаем, что 12 декабря 1771 года решением комиссии финансов ВКЛ де Сакко с окладом в 600 польских злотых назначается на должность архитектора. В его обязанности входит, прежде всего, неусыпный надзор за строительством местных, или королевских, мануфактур. А предприятий этих на реке Лососянке в районе нынешнего Фолюша возводилось в то время около 20. Так что работы было, что называется, невпроворот.
Нельзя не вспомнить, что за возводимыми промышленными объектами ранее наблюдал архитектор Циффони. Но его работа все больше и больше раздражала неугомонного Тизенгауза. В конце концов Циффони оставил должность. На его место подскарбий сразу же определяет де Сакко. Именно с этого времени подающий большие надежды итальянец получает право именоваться архитектором Его королевского Величества. Притом на все Великое княжество. Должность же эта принесла молодому архитектору немало дополнительных забот.
Сегодня мы имеем полное право утверждать, что де Сакко был требовательным «баудиректором». Свидетельством тому – сохранившиеся те же кривая официна, дом вице-администратора, да и многие другие здания.
Все то, что создавал де Сакко в Гродно, да и в других местах ВКЛ, было весомым, зримым. Современники это понимали и оценивали архитектурный дар итальянца по-достоинству. Король и великий князь Станислав Август Понятовский за большие заслуги наградил майора войска литовского имением Дубасьна. Располагалось оно неподалеку от Белостока на землях королевской экономии. Соответствующий документ с массивной королевской печатью и теперь можно увидеть в одном из музеев в Варшаве. В подаренное имение архитектор переехал на постоянное место жительства спустя лишь месяц после проявления королевской щедрости. Среди архитектурных набросков того времени находится и проект часовни, воздвигнутой де Сакко в своем имении в 1781 году.
Заимев собственный «угол», де Сакко решается на создание семьи. В начале апреля 1788 года он венчается в гродненском Бернардинском костеле с Франтишкой Маньковской. Невеста – родная сестра известного художника Томаша Маньковского. Того самого, который вместе с Франтишком Смуглевичем занимался росписью стен Святского дворца графа Валловича.
Что касается имения Дубасьна, то нельзя не обратить внимание на одно очевидное противоречие. Если в польских источниках Дубасьна расположено неподалеку от Белостока, то в белорусских («Энциклопедия») – в Кировском районе Могилевской области. Где же истина? Пришлось позвонить в редакцию Кировской районной газеты. Оказалось, что в том Могилевском Дубасьне никакого имения не было, как говорят, и в помине. Но таковое находится неподалеку – в Жиличах. Его проектировал никакой не де Сакко, а виленский архитектор Карл Подчашинский. Кстати, он имеет отношение к Гродненщине – родился в деревне Погородно Вороновского района.
Сохранившиеся в архивах документы подтверждают, что де Сакко проживал все время в своем имении Дубасьна. Здесь им были построены необходимые хозяйственные и жилые помещения, разбиты сад и огород, возведена уже упоминавшаяся часовня. Да и последние годы жизни, уже после третьего раздела Речи Посполитой, он проживал в своем имении. Но в конце 1790 года серьезно заболел и переехал в Гродно. Здесь, в доме, называемом штаб-квартирой масонов, 20 декабря 1798 года им было написано предсмертное завещание. Этот документ был найден совсем недавно в Белостокском архиве и свидетельствует, что скончался замечательный архитектор 21 декабря 1798 года.
До недавнего времени считалось, что де Сакко умер в Вильно и был похоронен в Гродно. Однако из завещания следует, что буквально накануне своей кончины архитектор находился в Гродно. Его имение затем перепродавалось не раз и со временем вообще перестало существовать. Теперь от него не осталось и следа.
дорогая Екатерина, меня интересует жизнь архитектора дель Сакко. особенно его семейные связи, оставались ли в Беларуси его потомки? я долго ищу родословную семьи, которая жила в Койданово и по воспоминаниям, прадед был иальянский архитектор, но в связи с событиями на этой земле опасаясь репрессий прабабка изменила фамилию на Шацукевич. в архивах ничего нет. жду ответа
ОтветитьУдалитьТатьяна Тюрина